russian english german
 

Дифференцированная термообработка рельсов воздушным способом по технологии "ТЭК"

 

С 2007 года"Томская электронная компания" развивает направление термической обработки прокатного металла. Основным направлением является термическая обработка железнодорожных рельс в соответствии с требованиями проекта ГОСТ Р 51685, европейским стандартом EN13674-1 и стандартом AREMA.

НПП "ТЭК" разработаны и запатентованы  инновационные технологии термообработки рельсов как с прокатного (печного) TEC-DTP, так и отдельного (ТВЧ) TEC-DTO нагрева. Данные технологии опробованы на опытно-промышленных установках производства ООО НПП "ТЭК".

В 2012 году НПП "ТЭК" провело открытое совещание по теме "Дифференцированная термообработка рельсов в соответствии с современными стандартами по технологии ТЭК-ТД", которое посетили представители следующих предприятий: "ЕВРАЗ Холдинг", "ЕВРАЗ НТМК", "ЕВРАЗ ЗСМК", "ЧМК", "УК Мечел-Сталь", "УИМ", "ВНИИЖТ", ФГУП "ВНИИчермет", "РСП-М", "РЖД", ИФПМ СО РАН, "Магнит-М".

По итогам совещания был подписан протокол в котором металлургическим предприятиям было предложено рассмотреть возможность использования технологии и установки ТЭК-ДТ для дифференцированного термоупрочнения рельсов, а также расширить техническое сотрудничество с ООО НПП "ТЭК".

Способ дифференцированной термообработки по технологии "ТЭК", имеет широкий диапазон регулирования скоростей охлаждения (2-14 град/сек.) за счет изменения охлаждающих свойств воздушной среды путем регулируемого изменения влажности воздуха по заданному закону (газовая среда).

Данный способ позволяет проводить термообработку всех марок рельсовых сталей с широким диапазоном химического состава: углеродистых, доэвтетоидных, заэвтектоидных, микролегированных и легированных сталей.

Имеющиеся решения позволяют обеспечить выпуск термообработанных рельсов с производительностью от 20 тыс. тонн до 400 тыс. тонн в год по технологии TEC-DTO и от 20 тыс. тонн до 1 500 тыс. тонн в год по технологии TEC-DTP.

Применение технологий TEC-DTP и TEC-DTO обеспечивает уменьшение до 3% затрат на изготовления рельс за счет снижения потребления легирующих элементов.

На базе технологии TEC-DTP разработано несколько вариантов установок имеющих следующие отличительные особенности:

  • вариант установки TEC-DTP-S без подогрева и без блока дополнительного охлаждения является наиболее экономичным по энергозатратам при эксплуатации (37 кВт/тонна), но требует гарантированного обеспечения температуры поверхности головки рельса не ниже 850 .С на выходе с существующего холодильника. В случае поступления на установку рельсов с температурой ниже 830 .С возможна термообработка рельсов по категории НТ или отбраковка.
  • вариант установки TEC-DTP-P с подогревом, без блока дополнительного охлаждения является оптимальным по энергозатратам при эксплуатации (49 кВт/тонна), и обеспечивает получение требуемых характеристик рельсов при расширенном диапазоне входной температуры поверхности рельса не ниже 750 .С. Это обеспечивает стабильный выпуск рельсов требуемого качества при значительных отклонениях температуры поверхности рельса на входе в установку.
  • вариант установки TEC-DTP-P с подогревом и с блоком дополнительного охлаждения является наиболее предпочтительным к остальным вариантам по соотношению энергозатрат на тонну (56 кВт/тонна) и качества получаемых рельсов. Поскольку обеспечивает получение требуемых характеристик рельсов при расширенном диапазоне входной температуры поверхности рельса не ниже 750 °С и обеспечит минимальные деформации на холодильнике и соответственно "мягкую" правку рельса на РПМ. При этом емкость холодильника снижается, конструкция его существенно упрощается и фактически представляет собой механизированный стеллаж.

 

Структура системы управления установками ТЭК-ДТ

 
 
Установка дифференцированной термообработки рельсов с отдельного индукционного нагрева ТЭК-ДТО-13,6
подробнее

Установка дифференцированной термообработки рельсов с прокатного нагрева TEC-DTP
подробнее

Установка дифференцированной термообработки рельсов с отдельного индукционного нагрева
подробнее

Установка дифференцированной термообработки рельсов ТЭК-ДТО-106
подробнее